К истории голографического кинематографа в России

В 1954 году в Советском Союзе увенчались успехом работы по созданию лазера, квантового генератора. Разработки вели учёные Н.Г. Басов и А.М. Прохоров, впоследствии за это удостоенные Нобелевской премии вместе с американским учёным Ч. Таунсом, работавшим в этом направлении параллельно. Все они получили Нобелевскую премию за «фундаментальные работы в области квантовой электроники, которые привели к созданию генераторов и усилителей на лазерно-мазерном принципе».
Теоретические принципы голограммной записи были впервые изложены британским учёным венгерского происхождения Д.Габером в 1947 году. Габер своему методу название «полная запись», т.е. голография. Голограммы, полученные британским ученым как случайный продукт исследований по усовершенствованию электронного микроскопа, отличались крайне низким качеством и не получили практического применения, поскольку в то время не существовало ещё когерентного источника света -лазера. Лазер необходим при записи качественной и подлинной голограммы как индуктор когерентного излучения.
Появление лазеров дало толчок в развитии изобразительной голографии в мире. Рассеянный свет лазера, направленный на фотографируемый предмет, отражается от него и без всяких объективов и фотокамер посылается прямо на чувствительную к свету лазера фотопластину со специальной фотоэмульсией высокого разрешения (5000-10000 линий на 1 миллиметр поверхности). Рассеянный свет от предварительно расщеплённого на два пучка этого же самого лазера, но уже минуя фотографируемый предмет, направляется прямо на ту же фотопластину, что и отражённый от предмета свет от первого пучка лазера. В результате, благодаря известным со школьных уроков физики явлениям интерференции и дифракции, две световые волны от одного когерентного источника складываются вместе, образуя в чувствительном к свету лазера слое фотоэмульсии интерференционный узор, невидимый простому глазу. Этот «узор» и есть волновая световая копия реального объекта, который мы фиксируем методом голографии.
В 1965 году в НИКФИ, в единственном в мире научном институте, занимающимся исключительно вопросами кинопроизводства, под руководством А. Болтянского и В.Комара (1913-2014) завершились работы над созданием Stereo-70.


Стерео-70 — кинематографическая система, разработанная в СССР и предназначенная для съёмки стереоскопических кинофильмов 3D.
С начала 1970-х годов в СССР в Москве, в Научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ) под руководством В.Г.Комара начинаются работы по голографическому кинематографу. Учёные ставили перед собой грандиозную задачу, ведь никому в мире до этого не удавалось спроецировать маленькие кадры отдельных голограмм на экран — так, чтобы увеличенное голографическое движущееся изображение могли наблюдать сотни зрителей.
Учёные НИКФИ смогли на практике продемонстрировать первую действующую систему голографического кинематографа в мире. Случилось это 7 октября 1976 года на ежегодной научно-практической конференции UNIATEC, которая проходила в Москве. Представителям 27 стран и прессе был продемонстрирован первый в истории человечества голографический кинофильм. На небольшом специальном голографическом экране (60х80 см) четыре человека одновременно (по обе стороны экрана) могли видеть 30-секундный монохромный голографический ролик, в котором девушка на крупном плане, одетая в русский наряд, медленно перебирала драгоценности в хрустальной вазе. В СССР над реализацией темы голографического кинематографа работало около полутора десятков крупнейших НИИ страны, большая часть из которых предприятия ВПК. Государство, увидев в голографическом кино реальные перспективы, выделило деньги и на эти разработки. В ходе работ по голографическому кино, как уже отмечалось выше, впервые в мире советские специалисты (руководитель проф. Н.И. Кириллов, НИКФИ) изобрели в 1976 году фото и киноплёнку с разрешающей способностью до10000 линий на 1 мм рабочей поверхности.
В 1984 году в НИКФИ под руководством В.Г. Комара впервые в мире снят и продемонстрирован первый экспериментальный цветной голографический кинофильм. Для его демонстрации был изготовлен так называемый множительный голографический киноэкран – это голограмма вогнутого зеркала большого диаметра, снятая во множестве ракурсов, которые делят зал на зрительские зоны, с которых наблюдается в полной мере, с эффектом оглядывания движущееся цветное трёхмерное голографическое изображение. Для просмотра рабочих материалов цветного голографического кинофильма в условиях киностудии, был изготовлен специальный зеркальный киноэкран большого диаметра (около 2,5 м), представляющий из себя зеркальную плёнку, которая вакуумом прижималась к вогнутой поверхности и заменяла дорогостоящее вогнутое зеркало до изготовления цветного проекционного голо-экрана
После этого научного и практического успеха, учёные НИКФИ и других институтов, кинематографисты студии имени М. Горького (реж. Х.В.Триандофилов) приступают к подготовке по производству первого полноценного голографического кинофильма для коммерческого кинопоказа массовой аудитории в первом голографическом кинотеатре в мире. Это должен был быть мультипликационный кукольный фильм. Для этого были построены съёмочная камера для съёмки цветного голографического кино, павильон и декорации. Для цветной голографической киносъёмки в небольшом павильоне, снимаемая сцена освещалась лазерным светом трёх длин волн: красного, зелёного и синего излучения. Для съёмки такой анимации использовались лазеры непрерывного излучения (аргоновый и криптоновый), а для съёмки людей использовался импульсный рубиновый и гранатовые лазеры с длительностью импульса 50 и 12 наносекунд. В съёмочных камерах использовались объективы с большой апертурой, с диаметром входной линзы 200 мм и с большой светосилой (1:0,75). Съёмка велась покадровая, с прерывистым движением голографической плёнки в кинокамере, на которую направлялся опорный пучок лазерного света. Голографическая киноплёнка для цветных съёмок изготавливалась в НИКФИ совместно с НИИ «Химфото», ширина киноплёнки 70 мм, шаг прерывистого движения в кинокамере – 47,5 мм.
Для того чтобы стало возможным снимать сцены большей площади, а также сцены вне съёмочного павильона на натуре (в обычном некогерентном свете), предусматривалось применение мелкоструктурных растров, располагаемых непосредственно перед киноплёнкой.
Начатая работа по съёмке цветного голографического анимационного кинофильма, длительностью 20 минут – на студии им. М. Горького, предусматривала коммерческую демонстрацию этого кинофильма в небольшом помещении с голографическим киноэкраном увеличенных размеров, создающим 50 зрительных зон для 50 зрительских мест, с эффектом оглядывания трёхмерного изображения. Однако после 1985 года многие перспективные научные проекты в СССР были остановлены.
В.Г. Комар и сотрудники его лаборатории в период с 1992 по 1997 году создали действующую систему голографического телевидения. В 1997 году НИКФИ по заказу Корейского института науки и техники завершил работы по голографическому телевидению и изготовил экспериментальную систему видеосъёмки и проекции трёхмерного многоракурсного движущегося цветного изображения на голографический экран. По условиям контракта все эти разработки принадлежат Корее.


В 1991 году НИКФИ получил премию «Оскар» за технические достижения в области кино. Уникальность этой награды ещё и в том, что наградная табличка изготовлена на двух языках — английском и русском в знак признания вклада НИКФИ в развитие мирового стереокинематографа.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *